fbpx
Ваш город:
Скачать прайс +7 (4012) 47‒07‒77
Статьи

Риски оптимизации НДС

27.07.2021

Возможность/невозможность законной оптимизации НДС? Всероссийские модные тренды, рассказываемые налоговыми оптимизаторами/махинаторами/

“Как законно оптимизировать НДС”, “как уменьшить НДС”, “как не платить НДС”, “обнал” и “наличка” –  эти и подобные поисковые запросы одни из самых популярных в интернете, а показ рекламных объявлений по ним может доходить до 1 000 рублей. Конкуренция высока. Налоговый лохотрон набирает обороты, а количество «налоговых Копперфильдов», предлагающих на семинарах волшебные способы законной оптимизации НДС и страховых взносов, растет день за днем.
Оно и понятно. Очуметь тут есть от чего. Ведь кроме наделавшей столько шума системы АСК НДС-2, позволяющей ФНС отслеживать в автоматическом режиме все цепочки НДС, более продвинутой версии АСК НДС-3, налоговая совместно с ЦБ РФ и Росфинмониторингом взялись за «кровеносную систему» любого бизнеса – расчетные счета.
Впрочем, если вы всерьез хотите услышать ответ на вопрос в заголовке, а читать дальше лень, то поясним: законных средств оптимизации НДС не было, нет и никогда не будет.  В силу косвенной природы самого налога.
Если же читать не лень – перескажем, о чем вы на самом деле услышите на «звездных» налоговых семинарах. БЕСПЛАТНО! Чем сэкономим вам не только деньги, но и время. Многое для своего заработка почерпнут и налоговые консультанты, провозглашающие свое умение оптимизировать налоги в Группе компаний. Ниже вы также сможете внимательно рассмотреть весь набор средств современного налогового схемотехника.

 

Бизнес, риски и новая роль банков

Чтобы налоговым рискам противостоять, надо их объективно представлять.

Тему АСК НДС-2, опустим. Пропустим и тему методологии частично автоматизированного предпроверочного анализа, предоставляющего в распоряжение инспектора более 20 поисковых информационных комплексов для тщательного изучения счастливчиков из «Топ-200 Самых проверяемых налогоплательщиков».

К концу 2015 года под давлением Росфинмониторинга и ЦБ частные кредитные организации, управляющие счетами компаний, также включились в процесс налогового контроля.

История эта давняя. Но сейчас получившая новое развитие:

  • в мае 2015 г. Центробанк разработал новый критерий оценки корпоративных клиентов, а именно соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета, к ее обороту по этому счету. При значительном расхождении цифр (минимальная сумма уплаченных налогов при высоких оборотах по расчетному счету) банк должен незамедлительно сообщать в Росфинмониторинг, как при любой сомнительной операции. Первоначально показатель установлен в 0,5%;
  • с октября 2015 г. действует новое соглашение об обмене информацией между ФНС и  Росфинмониторингом, по которому последний должен сообщать в налоговые органы о выявляемых им налоговых схемах и вероятных налоговых правонарушениях. Ранее обмен информацией между Росфинмониторингом и ФНС по большей части ограничивался той, что относилась к валютному контролю. Теперь в рамках  соглашения в автоматизированной системе электронного документооборота налоговых органов «АИС Налог» будет формироваться соответствующая база данных на основании поступающей от Росфинмониторинга информации для использования при планировании выездных налоговых проверок;
  • в ноябре 2015 г. ЦБ известил коммерческие банки об увеличении показателя неподозрительных налоговых отчислений до 1% к обороту по счету.

Кроме того, ФНС обсуждает с ЦБ функциональное расширение системы АСК-НДС-2, через которую налоговые органы и отслеживают теперь уплату НДС по налоговым декларациям контрагентов. Теперь ФНС хочет, чтобы эта система могла напрямую обрабатывать данные о движении средств по счетам компаний-контрагентов. Таким образом, налоговые органы в ближайшем будущем будут располагать не только информацией обо всех открытых/закрытых расчетных счетах налогоплательщиков, и не только о движении денежных средств по ним без направления в банки предварительных запросов, но и автоматически сличать данные налоговых деклараций по НДС с подтверждающими эти операции платежами. Также ФНС планирует объединить систему АСК НДС-2 с базой таможенной службы. В итоге и компании-импортеры попадают во всероссийское сито администрирования НДС.

Всероссийский лохотрон

В принципе, с жути возможностей налогового администрирования начинается любой налоговый семинар. Честно говоря, приличное число собственников бизнеса слабо представляют себе возможности налогового администрирования и в своей эволюции налоговой безопасности очень похожи на маленьких детей, играющих в игрушки.

Например, мало кто в курсе, что в 2015 году большинство выездных проверок проходит «сплошным» методом. Что любая проверка начинается с допроса рядовых сотрудников, причем в основном с тех, кто уже уволен. Что складские запасы обследуются во всех случаях. Что в случаях возмещения НДС привлечение сотрудников МВД в состав проверяющих обязательно.

Но самое вкусное, то, ради чего вы и идете на семинар, это рецептуры.

Что же скармливается ошарашенным неопределенностью собственникам бизнеса и их пособникам/сотрудникам/: главбухам и финдирам?

Набор предлагаемых приемов строго ограничен. Обращаем внимание, что утверждение, будто они подходят и для малого, и для среднего, и для крупного бизнеса – глупость. Реализация каждого инструмента стоит «своих» денег. Цели, масштабы налоговой оптимизации, кроме того, cоответствуют масштабам бизнеса.

Более того, далеко не каждый оптимизатор в силах рассказать обо всех из них. Например, не каждая «говорящая голова» представляет себе в деталях, что такое договор инвестиционного товарищества или концессионный договор, не говоря уже о налоговых эффектах. Поэтому остановимся на популярном:

«Упрощенная» оптимизация НДС

Оптимизация НДС – это приманка №1. Из чего складываются обещания дать вам 3-5-7 законных инструментов?

На самом деле в среде «московских юристов» перевод части оборотов под «упрощенку» считается ни чем иным, как средством НДС-оптимизации. Маркетинговая множественность является всего лишь следствием перечисления некоторых типовых способов дробления бизнеса под «упрощенные» обороты.

Иногда здесь же подмешиваются отраслевые нюансы: компании-«клоны» на УСН в оптовой торговле (потоки с общего закупа прибавляют минимальную наценку и распределяются в два рукава – для продаж с НДС и без него), или «упрощенные» подрядчики в Группе компаний жилищного строительства (в данном случае у Застройщика итак нет НДС, а дробление «своих» подрядчиков на несколько упрощенцев по идее должно освободить от НДС весь бизнес).
А на самом деле?
Вам забывают здесь рассказать, что дробление потоков из первого примера нашло поддержку высших судебных инстанций, но только при условии! При условии, что тот покупатель, которому не нужен НДС, получит действительно товар, работу или услугу по цене меньшей, чем тот, который покупает с вашей НДС-ной компании.

Что же касается стройки, то эффект сработает только в единственном случае: если в Группе компаний функции Застройщика и Генподрядчика объединены в рамках одного юридического лица. В остальных случаях такой подход просто ничего не дает.

Что уж говорить про обособление функции «производство» на компанию-упрощенца. Распространенный подход. НО! Существует как минимум три способа обособления производственной функции в зависимости от того, по какой логике работает ваш бизнес. Кто у вас главный? Производство (сбыт продает то, что вы умеет производить)? Сбыт (производство изворачивается и делает то, что хотят продавать ваши торговики)? И эти 3 варианта обособления надо умножить на 4 формы договорных конструкции: купля-продажа, договор подряда иждивением заказчика или иждивением подрядчика, простое товарищество. И это лишь микроскопическая часть нюансов.

«Массовое использование ИП»

Нашпиговать ваш бизнес ИП на УСН. Да, НДС здесь вы не оптимизируете, рассказывают вам, но ИП – это легальный способ получения «налички».

А как на самом деле? Навскидку все люди смертны и, как верно подмечено, смертны внезапно. По бесконечному количеству причин. Если ИП – это не вы, то как вы обеспечите безопасность своих средств? Снимать будете день в день?

  • согласно требованиям ЦБ от 31.12.14 г. если ИП снимает деньги в течение двух дней после их зачисления, то это «подозрительная операция» и если речь о нескольких сотнях тысяч рублей, то банк на свое усмотрение либо попросит объяснений, либо откажет в банковском обслуживании.
  • расходы ИП-управляющего нельзя включить в налоговые расходы «упрощенца». Список расходов в налоговом кодексе исчерпывающий. Такого там нет.
  • ИП-управляющий не работает на основе корпоративного договора. Это бред. Корпоративный договор заключается между учредителями компании.
    банкам «рекомендовано» внести изменения в тарифы. Переводы с юр. лиц и ИП на счета физиков должны стоить не менее 1%. Банки послушно выполнили. Когда ИП хочет снять деньги в банке, он их переводит со счета ИП на карту физ.лица. Это 1%
  • если в течении месяца банк выявит существенное отклонение в большую сторону выручки ИП, то потребует объяснений. В некоторых случаях в начале операции приостанавливаются.
  • если решите на себя как ИП зарегистрировать товарный знак и получать за него лицензионные платежи, то это классный план. Посчитать, сколько он (знак то есть) стоит, ФНС в большинстве случаев не в состоянии. НО! Регистрация товарного знака в Роспатенте занимает по меньшей мере 1 год. И это только если у них к вам никаких вопросов не будет. Не говоря уж о том, что любое обособление функций, включая вывод их на ИП, требует управленческого и экономического обоснования. Налоговая оптимизация как цель – незаконна.

Страховые взносы

Можно долго перечислять виды компенсаций, вроде как не подпадающих под эти самые взносы.

Но в реальной жизни, из применимых и хоть сколько-нибудь универсальных способов есть всего два:
1.      Производственный кооператив – поскольку с выплат членам кооператива за их трудовое участие взносы не начисляются. По правовой природе это дивиденды. Подвохи: Члены кооператива с прошлого года вносятся в ЕГРЮЛ. Поэтому если вы хотите 100 человек в ПК упаковать, да у вас еще и текучка большая – устанете с ними к нотариусу ходить. Такие необлагаемые соц. взносами выплаты делаются из чистой прибыли, так что если ПК на УСН, да еще и в Свердловской области (ставка 7% или 5%), то это вкусно. А если в Новосибирской области, например (ставка 15%), то нужно внимательно все посчитать.
2.      Компенсационные выплаты, не привязанные к конкретным персонажам и предусмотренные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО коллективным договором. Только в этом случае они не являются формой мотивации, а значит выпадают из под обложения соц. взносами. На то есть соответствующее мнение высшей судебной инстанции.

Как налоговые риски превращаются в имущественные?

Возвращаясь к началу материала. К рискам.

1. не перегибайте палку, но и не тупите. Налоговое администрирование бросает вам новые вызовы. Но отдельно взятому бизнесу все риски не грозят. Главное понять, чем рискуете именно вы.
2. на самом деле кроме налоговых рисков, есть еще имущественные и управленческие.
Больше того, сам риск потенциальных налоговых доначислений почти ничего не стоит. Если с вас нечего взыскать. Да и вся система предпроверочного анализа «заточена» под выявление нарушителей, владеющих имуществом, чтобы было что реально взять. Определяется и состав имущества учредителей, руководителя компании. А также членов их семей.

Почему? 
Потому что с 2015 года запущен ряд механизмов, превращающих налоговые риски в имущественные. И это очень необычные механизмы.

Так в чем тайна золотого ключика и есть ли она?
Предлагаем вам на обдумывание план действий, альтернативный вашему обычному. Это не универсальная панацея, но в основу положено обобщение примерно 200-250 реализованных проектов по структурированию СРЕДНЕГО бизнеса, то есть компаний с оборотами от 150-250 млн руб. до 10-15 млрд руб./год. Сходить на налоговый семинар… подождите тратить! Несколько десятков тысяч вам понадобятся на другие цели.

  • Начать надо с «фиолетовой коровы». То есть с тех особенностей бизнеса, которые обеспечивают вам не только выживание, но и развитие. Если вы до сих пор живы, значит и “фиолетовая корова” у вас есть. Кроме того, у вас есть и стратегия. Пусть на год-два. Структура бизнеса, и элементы налоговой безопасности должны стратегии соответствовать. Укреплять ее.
  • Как следствие. Имея ввиду, что законных средств оптимизации НДС нет, а агрессивные приемы выводят в зону неуправляемости, решите для себя. Попробуете еще сколько-то времени потянуть, или начнете отказываться сейчас. Мы все взрослы люди и все прекрасно понимаем. Ситуации бывают разными. В конце концов потребность в откатах, например, еще никто не отменял. Это ваш предпринимательский выбор. Во втором случае налоговая нагрузка вырастет обязательно.
  • Другое дело налоги с доходов. Их оптимизация при процессном подходе – законна. Решите для себя, а есть ли те доходы, которые надо оптимизировать.
  • Как следствие. Анализ уязвимостей. Как уже говорилось ранее – вам не грозят все риски. Защищаться от всего и вся – очень дорого. Экономически нецелесообразно. Постарайтесь примерить на себя каждую группу рисков. Подход такой: сегментация бизнеса, при которой 80% должны быть защищены максимально, и только пятой частью можно рискнуть ради дополнительной прибыли. Она нелишняя сейчас. Риски не оправдались? Во всяком случае это не грозит убийственно всему бизнесу.
  • Снизить потребность в обналичивании. Если внимательно присмотритесь на что уходят наличные, то убедитесь – 20-30% изъятий из бизнеса можно заменить другими инструментами.
  • В развитие этого принципа. Скорее всего в вашей Группе компаний нет специального субъекта – центра рефинансирования. Таким образом, перенаправляя средства внутри Группы компаний на низконалоговые субъекты, вы не можете их вернуть в операционный оборот. Вот и изымаете наличными.
  • Необходимо обезопасить активы. Это актуально и в части налоговой безопасности, и рейдерских захватов, и потенциального банкротства. Причем традиционное обособление не подходит.
  • Важный момент: что скрываем? Операционную деятельность или владение активами? Зависит от специфики конкретного бизнеса.
  • Разложите бизнес-процессы, создающие добавленную стоимость в вашем бизнесе. Дробление в бизнесе с налоговым эффектом будет законным, только если обосабливается САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ функция.
  • Теперь надо подумать о юридической структуре Группы компаний. Из чего выбираем? ООО, непубличное АО, производственный кооператив, ИП…? У каждого типа свои особенности, возможности и риски.